Сложный процесс культурного синтеза
местных племен с пришлыми заложил основы собственно японской культуры,
религиозно-культовый аспект которой получил наименование синтоизма.
Синто ("путь духов") - обозначение мира сверхъестественного, богов и
духов (ками), которые издревле почитались японцами. Истоки синтоизма
восходят к глубокой древности и включают в себя все присущие
первобытным народам формы верований и культов - тотемизм,
магию, культ мертвых, культ вождей и т.п. Древние японцы, как и другие
народы, одухотворяли окружавшие их явления природы, растения и
животных, умерших предков, с благоговением относились к посредникам,
осуществлявшим связь с миром духов, - к магам, колдунам, шаманам.
Позже, уже испытав влияние буддизма и многое переняв от него,
первобытные синтоистские шаманы превратились в жрецов, отправлявших
обряды в честь различных божеств и духов в специально для этого
сооружаемых храмах.
Древнеяпонские источники VII-VIII вв. - Кодзики, Фудоки, Нихонги -
позволяют представить картину верований и культов раннего,
добуддийского синтоизма. Видную роль в нем играл культ мертвых предков
- духов во главе с клановым первопредком удзигами, символизировавшим
единство и сплоченность членов рода. Объектами почитания были божества
земли и полей, дождя и ветра, лесов и гор. Как и другие древние народы,
землевладельцы Японии торжественно, с обрядами и жертвоприношениями,
отмечали осенний праздник урожая и весенний - пробуждение природы. К
умиравшим своим соплеменникам они относились как к уходившим в какой-то
иной мир, куда для сопровождения умерших должны были следовать
окружавшие их люди и предметы. Те и другие изготовлялись из глины и в
обилии погребались вместе с покойными (эти керамические изделия
назывались ханива).
Древние синтоистские мифы сохранили свой, собственно японский вариант
представлений о сотворении мира. Согласно ему, первоначально
существовали два бога, точнее, бог и богиня, Идзанаги и Идзанами.
Однако не их союз породил все живущее: Идзанами умерла, когда
попыталась родить первенца, божество огня. Опечаленный Идзанаги хотел
было спасти жену из подземного царства мертвых, но неудачно. Тогда ему
пришлось обходиться одному: из левого его глаза родилась богиня солнца
Аматэрасу, потомкам которой было суждено занять место императоров
Японии.
Пантеон синтоизма огромен, причем его рост, как это было и в индуизме
или даосизме, не контролировался и не ограничивался. Со временем на
смену первобытным шаманам и главам родов, отправлявшим культы и обряды,
пришли специальные жрецы, каннуси ("ведающие духами", "хозяева ками"),
должности которых были, как правило, наследственными. Для отправления
обрядов, молитв и совершения жертвоприношений сооружались небольшие
храмы, многие из которых регулярно перестраивались, возводились на
новом месте чуть ли не каждые двадцать лет (считалось, что именно такой
срок духам приятно находиться в стабильном положении на одном месте).
Синтоистский храм делится на две части: внутреннюю и закрытую (хондэн),
где обычно хранится символ ками (синтай), и наружный зал для молений
(хайдэн). Посещающие храм заходят в хайдэн, останавливаются перед
алтарем, бросают в ящик перед ним монетку, кланяются и хлопают в
ладоши, иногда произносят при этом слова молитвы (это можно и про себя)
и уходят. Раз или два в году при храме бывает торжественный праздник с
богатыми жертвоприношениями и пышными богослужениями, шествиями и
паланкинами, в которые на это время из синтая переселяется дух
божества. В эти дни жрецы синтоистских храмов в своих ритуальных
облачениях выглядят весьма парадно. В остальные же дни они посвящают
своим храмам и духам немного времени, занимаются будничными делами,
сливаясь с простыми людьми.
В интеллектуальном отношении, с точки зрения философского осмысления
мира, теоретических абстрактных конструкций, синтоизм, как и
религиозный даосизм в Китае, был недостаточным для энергично развивающегося общества. Неудивительно поэтому, что проникший с материка в Японию буддизм довольно быстро занял ведущие позиции в духовной культуре страны.